Grzegorz Galazka, The Gaumont Film Company

The Silence of Popes

The lack of a clear position from the Pope in today's war between Russia and Ukraine brings to mind how the Vatican did not condemn the Third Reich and Adolf Hitler

After two years of Russian aggression, in March 2024, Pope Francis, in an interview with RSI, said, "Stronger is the one who has the courage to raise the white flag and engage in negotiations". This was his response to a journalist's question about calls for Ukraine to concede its occupied territories to Russia to stop the war. The journalist wondered if this would not lend legitimacy to authoritarian countries seeking their desired outcomes through brute force. Francis stated that "this is an interpretation" and called for "timely negotiations [...] before the situation worsens".
One can only commend the peaceful initiatives and calls for an end to the war voiced by Francis. However, if they were not exclusively in favor of the aggressor, it would be even more commendable. After all, it is one thing to call for an end to the war for both sides of the conflict and quite another to call for an end to the war for the side that initiated it. There has been no such call from Francis directed towards Russia.
The Vatican is not unfamiliar with refraining from openly condemning the Nazi regime and adhering to a policy of compromise with it throughout its history. In this article, we will discuss how Pope Pius XII in 1942 did not speak out against Adolf Hitler, despite knowing about his crimes against millions of Jews and Catholics in Europe. We will also examine how Pope Francis in 2024 practically openly urged Ukraine to cede its territories to the aggressor country for noble purposes — to end the war.
The Vatican's relations with Nazi Germany began long before the Second World War. On January 30, 1933, Adolf Hitler was appointed Chancellor of Germany and immediately set out to establish dictatorship in the country, aiming to have sole control over all powers.
To obtain unlimited powers, Hitler needed to amend the Constitution. This required two-thirds of the votes in the Reichstag, which the new Chancellor did not have. He decided to alter the balance of power by creating a majority in the German parliament that would be subordinate to him, thereby obtaining the desired constitutional changes and accelerating the process of passing necessary laws in the future.
Adolf Hitler in Berlin in 1933
The Gaumont Film Company
Hitler attracts German Catholics to his side and convinces them to become part of his new party. In return, he promises the Roman Catholic Church official status in Germany, which will be enshrined in the Concordat.
Historians do not know the extent of pressure the Vatican exerted on German Catholics, but on March 23, 1933, they voted to grant Hitler full powers. Now, the German Chancellor had complete freedom to establish his dictatorship.
On July 20, 1933, a Concordat was signed between the Vatican, represented by Eugenio Pacelli—the second-ranking figure in the hierarchy after the Pope—and Germany. This agreement defined the official status of the Roman Catholic Church and guaranteed the observance of the rights of all its parishioners. This enabled German Catholics to become members of Adolf Hitler's National Socialist German Workers' Party, or Nazis.
The signing of the Concordat on July 20, 1933. From left to right: Ludwig Kaas, Franz von Papen, Secretary of Extraordinary Ecclesiastical Affairs Giuseppe Pizzardo, Eugenio Pacelli, Alfredo Ottaviani, Rudolf Buttmann.
Wikimedia
Adolf Hitler and Bishop Ludwig Müller at the National Socialist German Workers' Party Congress in 1934.
The Gaumont Film Company
The Concordat was signed despite Pope Pius XI's awareness of the repression against Jews in Germany. At that time, the first anti-Semitic laws were being enacted, laying the foundation for the country's policies. Jews were being removed from all state positions, their businesses boycotted, and they were being marginalized from the economy, leading many to despair. However, Pius XI chose not to react to these events.
Pius XI
Vatican News
It took Pius XI a year to verbally condemn Hitler. By then, Jews were stripped of German citizenship, and the arsenal of anti-Semitic laws was fully enforced. During this time, some Catholic opponents of Hitler were killed or imprisoned. The Pope's speech resembled today's "deep concern", as expressed by the UN in response to Russia's invasion of Ukraine and the mass killings of people in Ukrainian cities. Pius XI "with burning anxiety" condemned Hitler's actions and the repressive laws enacted by his party. However, the Vatican did not dare to issue a direct challenge to the Nazi regime.
In March 1939, a new pope was elected in the Vatican. This was none other than Eugenio Pacelli, the same person who, on behalf of the Vatican, had signed the Concordat with Nazi Germany in 1933. He chose the name Pius XII. His ascension to power signaled a choice of policies of compromise with Germany and its dictator, Adolf Hitler.
Pius XII
Vatican News
At that time, Jews in Germany were being arrested and forcibly transported to Poland by the thousands. Pius XII could not have been unaware of this, as the Roman Catholic Church had a vast number of parishioners and followers across Europe. This meant there was a large network of informants transmitting information to the Vatican about everything that was happening. According to information received by the Pope from the Polish government in exile, by 1942, the number of Polish Jews killed by Hitler had exceeded 1 million people.
The Pope maintained silence. The head of the Roman Catholic Church did not condemn or speak out about the mass murders committed by Adolf Hitler.
Wikimedia
The details of this shameful period for the Roman Catholic Church and the Vatican are outlined in the film "Vatican and the Third Reich".
In August 2023, Pope Francis addressed via video link the All-Russian meeting of Catholic youth in St. Petersburg. He referred to Russian youth as "heirs of great Russia: great Russia of saints, rulers, the great Russia of Peter I, Catherine II, that empire—great, enlightened, of great culture and humanity".
Such words could not help but appear to endorse Putin's ideology and present-day Russia, which at that time had already been killing civilians in Ukraine for a year and a half. Mass killings in Mariupol, Bucha, Borodianka, Izyum, and other cities were already known. Russian rockets had already destroyed the railway station in Kramatorsk and two entrances of a nine-story building in Dnipro. Pope Francis remained silent about these and many other manifestations of Russia's brutal aggression against Ukraine.
The peaceful civilians killed by the Russian army in Bucha.
Getty Images
The destroyed residential building in Dnipro after being hit by a Russian rocket. Forty-two people were killed in the collapse of the two entrances
Wikimedia
In 2024, Pope Francis, in an interview with the Swiss broadcasting company RSI, responded to a question about the war in Ukraine by stating that those who are losing need to "have the courage to engage in negotiations." The interview was recorded in February, and a fragment of it was published on March 9th.
The head of the Ukrainian Greek Catholic Church, Sviatoslav Shevchuk, during a meeting with the Ukrainian community in New York, stated that Ukraine is "wounded but not conquered," presumably in response to the words of the Pope.
Sviatoslav Shevchuk added, "Believe me, no one even thinks of surrendering, even in places where combat operations are taking place — listen to our people in Kherson, Zaporizhzhia, Odesa, Kharkiv, Sumy!" Addressing those who "skeptically view Ukraine's ability to withstand" the war with Russia, the primate called on them to "go to confession".
Instances of double standards can be expected from politicians, diplomats, businessmen... If their words do not align with their actions, society often responds with: "What else can we expect from them?" without being surprised by their deceit. However, when a powerful church, possessing tremendous power of speech, refuses to defend the oppressed and downtrodden, questions arise: are they guided by divine laws? Do they adhere to divine commandments?

Grzegorz Galazka, The Gaumont Film Company

Молчание Пап

Отсутствие четкой позиции папы римского в сегодняшней войне России против Украины заставляет вспомнить о том, как Ватикан не осудил Третий рейх и Адольфа Гитлера

После двух лет российского агрессии, в марте 2024 года, папа римский Франциск в интервью RSI сказал, что «сильнее тот, […] у кого есть смелость поднять белый флаг и вести переговоры». Так он ответил на вопрос журналиста о призывах к Украине уступить захваченные у нее территории России, чтобы остановить войну. Журналист интересовался не придаст ли это легитимности авторитарным странам, добивающимся желаемого грубой силой. Франциск сказал, что «это интерпретация» и призвал «вовремя договариваться […] пока ситуация не ухудшилась».
Можно только приветствовать мирные инициативы и призывы к завершению войны, которые озвучивает Франциск. Если бы они не звучали исключительно в пользу агрессора. Ведь одно дело призвать завершить войну обе стороны конфликта, и совсем другое — призвать завершить войну ту сторону, которая ее начала. К России подобного призыва со стороны Франциска озвучено не было.
Ватикан не впервые в своей истории отказывается открыто осудить нацистский режим и придерживается политики компромисса с ним. В этой статье мы расскажем как папа Пий XII в 1942 году не высказался против Адольфа Гитлера, зная о его преступлениях против миллионов евреев и католиков в Европе; о том как папа Франциск в 2024 году практически открыто просит Украину уступить свои территории напавшей на нее стране в благородных целях — прекратить войну.
Связи Ватикана и нацистской Германии начались задолго до Второй мировой войны. 30 января 1933 года Адольф Гитлер был выбран канцлером Германии и сразу же поставил цель установить в стране диктатору, чтобы единолично обладать всей полнотой власти.
Для получения неограниченных полномочий Гитлеру необходимо было изменить Конституцию. Это требовало две трети голосов Рейхстага, которых у нового канцлера не было. Он решает изменить баланс сил, создав подчиняющееся ему большинство в немецком парламенте, и с помощью него получить желанные конституционные изменения, а также в будущем ускорить процесс принятия нужных законов.
Адольф Гитлер в Берлине в 1933 году
The Gaumont Film Company
Гитлер привлекает на свою сторону немецких католиков и убеждает их стать частью его новой партии. В ответ он обещает официальный статус Римско-католической церкви в Германии, который будет закреплен в конкордате.
Историкам не известно какое давление Ватикан оказал на немецких католиков, но 23 марта 1933 года они проголосовали за предоставление Гитлеру всей полноты власти. Теперь немецкий канцлер обрел полную свободу действий в установлении своей диктатуры.
20 июля 1933 года между Ватиканом, представителем которого выступал Эудженио Пачелли — второй номер в иерархии после папы римского, и Германией подписывается конкордат. Договор, определяющий официальный статус Римско-католической церкви и гарантирующий соблюдение прав всех ее прихожан. Это дало возможность немецким католикам становиться членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии Адольфа Гитлера, то есть нацистами.
Подписание конкордата 20 июля 1933 года. Слева направо: Людвиг Каас, Франц фон Папен, секретарь по чрезвычайным церковным делам Джузеппе Пиццардо, Эудженио Пачелли, Альфредо Оттавиани, Рудольф Бутманн.
Wikimedia
Адольф Гитлер и епископ Нюрнберга Людвиг Мюллеран на съезде Национал-социалистической немецкой рабочей партии в 1934 году.
The Gaumont Film Company
Конкордат подписан не смотря на осведомленность папы римского Пия XI о репрессиях против евреев в Германии. В то время там принимаются первые антисемитские законы, которые становятся основой политики страны. Евреи отстраняются от всех государственных должностей, их магазины байкотируются, они вытесняются из экономики, что доводит многих людей до отчаянья. Но Пий XI не станет реагировать на это.
Пий XI
Vatican News
Он решится словесно осудить Гитлера только через год. Когда евреи лишены немецкого гражданства, а арсенал антисемитских законов раскручен в полную силу. За это время некоторые католики оппоненты Гитлера были убиты или посажены в тюрьму. Речь папы напоминала сегодняшнюю «глубокой озабоченность», которую выразило ООН в ответ на вторжение России в Украину и массовые убийства людей в украинских городах. Пий XI «с жгучей тревогой» осудил действия Гитлера и репрессивные законы, проводимые его партией. Бросить настоящий вызов нацистскому режиму Ватикан так и не осмелится.
В марте 1939 года в Ватикане был избран новый папа. Им стал тот самый Эудженио Пачелли, который от имени Ватикана подписал с нацистской Германией конкордат в 1933 году. Он выбрал псевдоним Пий XII. Его приход к власти означал выбор политики компромиссов с Германией и ее диктатором Адольфом Гитлером.
Пий XII
Vatican News
В то время евреев в Германии арестовывали и принудительно перевозили в Польшу тысячами. Не знать об этом Пий XII просто не мог, так как Римско-католическая церковь имела огромное число прихожан и последователей в Европе. Это означало наличие большой сети информаторов, передававших в Ватикан информацию о всем происходящем. По сведениям, полученным папой от польского правительства в изгнании, в 1942 году число польских евреев убитых Гитлером, превысило 1 миллион человек.
Папа римский сохранял молчание. Глава Римско-католической церкви не осудил и не высказался о массовых убийствах, совершенных Адольфом Гитлером.
Wikimedia
Подробности этого позорного для Римско-католической церкви и Ватикана периода изложены в фильме «Ватикан и Третий рейх».
В августе 2023 года папа римский Франциск выступил по видеосвязи на Всероссийской встрече католической молодежи в Санкт-Петербурге. Он назвал российскую молодежь «наследниками великой России: великой России святых, правителей, большой России Петра I, Екатерины II, той империи — великой, просвещенной, большой культуры и большой человечности».
Такие слова не могли не выглядеть одобрением идеологии Путина и сегодняшней России, которая на то время уже полтора года убивала мирное население Украины. Уже было известно о массовых убийствах в Мариуполе и Буче, Бородянке, Изюме и других городах. Российские ракеты уже разрушили железнодорожный вокзал в Краматорске и два подъезда девятиэтажки в Днепре. Об этих и многих других проявлениях жесточайшей агрессии России против Украины папа Франциск умолчал.
Убитые российской армией мирные жители в Буче
Getty Images
Разрушенный жилой дом в Днепре после попадания российской ракеты. В двух обрушившихся подъездах погибло 42 человека
Wikimedia
В 2024 году папа римский Франциск в интервью швейцарской вещательной компании RSI, отвечая на вопрос о войне в Украине, заявил, что тому, кто проигрывает, надо «иметь смелость вести переговоры». Интервью было записано в феврале, его фрагмент опубликовали 9 марта.
Глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук во время встречи с украинской общиной в Нью-Йорке сказал, что Украина «изранена, но не покорена», вероятно реагируя именно на слова папы римского.
«Поверьте мне, никому и в голову не приходит сдаться, даже там, где сегодня идут боевые действия — послушайте наших людей в Херсоне, Запорожье, Одессе, Харькове, Сумах!» — добавил Шевчук. Всех, кто «со скептицизмом смотрит на способность Украины выстоять» в войне с Россией, предстоятель призвал «идти к исповеди».
Проявление политики двойных стандартов можно ожидать от политиков, дипломатов, бизнесменов… Если их слова не совпадают с действиями, общество говорит: «что от них еще можно ожидать…» Как бы не удивляясь подвоху с их стороны. Но когда могущественная церковь, обладающая огромной силой слова, не хочет защитись обиженных и угнетенных, возникает вопрос: божьими ли законами они руководствуются? Божьим ли заповедям они подчиняются?